Кыргызская военная агрессия против Таджикистана Первобытное самосознание кыргызов порождает войны

.

Как известно, все взрослые проблемы берут начало в детстве. Так же и с историей. Родоначальником нынешнего агрессивного поведения кыргызов, их неумения жить в современном мире и ладить  с соседями является то, что на протяжении веков этот племенной кочевой народ, не имел собственного государства, своих земель в Центральной Азии. В 6-10 вв. н. э., когда у таджиков уже формировалось своё государство и была развита цивилизация,  племена, вошедшие в дальнейшем в состав киргизов, лишь формировались в тюркоязычной среде Саяно-Алтая, Прииртышья, Восточного Тянь-Шаня. В первой половине второго тысячелетия, в особенности после завоевания монголами Средней Азии, часть этих тюркоязычных племен пришла на Центральный и Западный Тянь-Шань. Они послужили основой складывавшейся в Притяньшанье киргизской народности. До 1860-70-х гг. киргизские земли входили в состав Кокандского ханства. И только переход в российское подданство помог развитию этого отсталого народа, создав условия для усвоения киргизами культурно-бытовых навыков оседлого земледельческого хозяйства. Основным видом хозяйства киргизов было кочевое скотоводство, с круглогодичным содержанием скота на подножном корму и сезонной сменой пастбищных угодий. Земли, по которым перегонялись стада считались собственностью всего рода и имели четко очерченные границы. Скотоводство определяло весь образ жизни и бытовой уклад киргизов. Земледелие входило составной частью в скотоводческий комплекс хозяйства и имело исключительно потребительский характер. Небольшие земледельческие участки располагались в районе зимних кочевий. Киргизы применяли искусственное орошение посевов и в земледелии использовали орудия, подобные орудиям таджиков и узбеков, у которых переняли многие полезные навыки. Наряду с этим у кыргызов сохранялись своеобразные архаические традиции, несвойственные земледельческим народам.

 

То есть, вот откуда «растут ноги» сегодняшнего неадекватного, первобытного поведения кыргызов. У них никогда не было своих земель и прогресса, свойственных оседлым нациям. И только в начале 20 в. в связи с захватом родовых пастбищ аристократией и баями, а также с уменьшением численности скота у рядовых скотоводов-общинников — расширились кыргызские территории, увеличилось число людей, остававшихся вблизи них на все лето, сократились маршруты кочевок.  Образно говоря, можно вывести человека из села, но нельзя вывезти село из человека.

Оседлые поселения стали появляться на территории Киргизии не ранее середины 19 в., а первые города возникли только после присоединения к России. Киргизы воспринимали традиции архитектуры соседних земледельческих народов: узбеков и таджиков на юге, русских и украинцев на севере. Однако господствующей формой поселения киргизов до 1930-х гг. оставалось кочевое стойбище — «аил» из войлочных юрт.  Только в  годы коллективизации киргизы перешли к оседлости.  

  Даже ислам распространился среди киргизов лишь в 17-18 вв. и не был глубоко усвоен населением. Древние первобытные культы и верования продолжают играть значимую роль в духовной жизни киргизов. У них сильны пережитки различных культов и  первобытные анимистические верования о злых демонах и вредоносных духах. В век высоких технологий у киргизов популярны  шаманы «бакши» и шаманки «бюбю», знахари, гадальщики, колдуны и предсказатели.

И вот сегодня все эти мергены (охотники), батыры (богатыри), букара (скотоводы), кули (рабы) под руководством «бияв» и «манапов» (Жапаров-Ташиев), с первобытным самосознанием, мышлением и менталитетом пытаются диктовать свои условия высокоразвитым соседям. Не дают покоя тем, чьи великие предки, начиная от Абулкосима Фирдавси, Абуабдулло Рудаки, Абуали Ибни Сино, Умара Хайёма, Носири Хисрава, Убайди Зокони, Саъдии Шерози, Хофизи Шерози, позднее до Ахмади Дониш, Садриддина Айни, Абдурауфи Фитрат и многих других, внесли  весомый вклад, оставили ярчайший след в мировой науке и культуре.

В то время, когда кыргызы пасли скот и даже  не знали  ремесленного производства. А хлопчатобумажные ткани, бархат и шёлк зажиточные скотоводы приобретали у соседей. Во второй половине 19 в. они стали покупать готовую одежду и в традиционный костюм киргизов начали входить новые элементы, заимствованные от соседних народов. Только с начала 20 в. в быт киргизов вошел чай и ритуал чаепития. Известен лишь их народный эпос Манас и кыргызско-советский писатель Чингиз Айтматов. И всё.

Возникает резонный вопрос. Стоит ли метать бисер перед свиньями? Доказывать, что чёрное - это чёрное, а белое – белое. Будет ли польза? Дурака учить – себе дороже.

 

Семён Тыкаев
➡ Источник: https://publizist.ru/blogs/111153/43972/